Программа кружка по нетрадиционному рисованию "Ладушки-ладушки"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 28 «Росинка»
адрес: 142203, Московская область,
г. Серпухов, ул. Подольская д.24 «А»
e-mail: rosinka-2011@yandex.ru
тел./факс 8(4967)75-30-88
Утверждено: Заведующий МДОУ - детского сада №28 «Росинка» ГубареваЖ.В.(Ф.И.О.) "1" сентября 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛАДУШКИ – ЛАДУШКИ»
Возраст обучающихся: 2-3 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: стартовый
Принята на заседании Автор – составитель:
методического (педагогического) совета Павлова Наталья Львовна,
от "_31_" _____августа_________ 20_22_ г. воспитатель
Протокол № 3_____
г. о. Серпухов, 2022г.
9.I. |
Пояснительная записка |
3. |
1.1. |
Направленность Программы |
4. |
1.2. |
Актуальность Программы |
4. |
1.3. |
Цель Программы |
4. |
1.4. |
Задачи Программы |
4. |
1.5. |
Отличительные особенности Программы |
5. |
1.6. |
Адресат Программы |
5. |
1.7. |
Объём и срок освоения Программы |
5. |
1.8. |
Планируемые результаты освоения Программы |
5. |
1.9. |
Формы аттестации |
6. |
1.10. |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов |
6. |
1.11. |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
6. |
1.12. |
Материально – техническое обеспечение |
6. |
1.13. |
Информационное обеспечение |
6. |
1.14. |
Кадровое обеспечение |
6. |
II. |
Учебный план |
6. |
2.1. |
Содержание учебного плана |
9. |
III. |
Методическое обеспечение |
13. |
3.1. |
Методы обучения |
13. |
3.2. |
Формы организации образовательного процесса |
13. |
3.3. |
Формы организации занятия |
13. |
3.4. |
Педагогические технологии |
13. |
3.5.. |
Алгоритм занятия |
13. |
3.6.. |
Дидактические материалы |
13. |
IV. |
Список используемой литературы |
14. |
4.1. |
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса |
14. |
4.2. |
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе |
15. |
IV. |
Календарный учебный график |
16. |
|
Приложение №1 |
18. |
Оглавление |
- Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А.Сухомлинский
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Выдающиеся педагоги и психологи пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. А главное, дают ребёнку возможность удивляться и радоваться миру, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.
Программа дополнительного образования «Ладушки – ладошки» разработана на основе нормативных документов:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ о28.09.2020 N 28 (СП 2.4.3648-20) "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, применяемых при расчете объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 3 09-3564)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844)
Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499).
Постановление об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг от 15 сентября 2020 г. № 1441 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг, вступающих в силу с 1 января 2021 г. и действуют до 31 декабря 2026 г».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г.№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Устав № 954 от 27.07.2020 г., утверждён Приказом Комитета по образованию Администрации городского округа Серпухов Лицензия: Серия 50Л 01 № 76322; регистрационный №0008202 от 02 сентября 2016 года;
Свидетельство о государственной аккредитации: А 149908, регистрационный № 3808 от 14 мая 2009 года.
Приказ № 12 от 30.08.2019 г. «Об утверждении положения об оказании дополнительных платных образовательных услуг в МДОУ- д/с № 28 «Росинка»
Приказ заведующего МДОУ — детским садом «Об оказании дополнительных общеразвивающих услуг в 2020-2021 учебном году» от 29.08. 2019г. № 29/1Д.
Содержание программы реализуется через образовательную область «Художественно – эстетическое развитие», где предусматриваются: рациональное распределение учебного материала, темы занятий, формы и методы ведения занятий, применение наглядных пособий и технических средств обучения, планируемые результаты освоения программы, рекомендуемая литература по теме для педагогов и родителей.
- Направленность Программы
Программа дополнительного образования «Ладушки – ладошки» -художественной направленности. Обучение нетрадиционным техникам рисования.
- Актуальность Программы
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий в соответствии с ФГОС ДОУ, является, наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
- Цель Программы:
Развитие художественно-эстетических способностей детей, посредством нетрадиционных техник рисования.
- Задачи Программы:
Обучающие задачи:
формировать изобразительные навыки и умения в работе нетрадиционными техниками рисования в соответствии с возрастом.
Развивающие задачи:
развивать художественные способности детей, внимание, память, воображение в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы;
способствовать развитию сенсорных эталонов, мелкой моторики пальцев рук;
вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам художественно-эстетического развития детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать художественный вкус, наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
1.5. Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью программы является то, что она носит инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного характера рисования. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются потенциальные возможности детей.
Учитывается эмоциональный настрой ребёнка, что предполагает использование на занятиях музыкальных произведений, художественного слова, педагогической драматургии (сказочные или воображаемые путешествия). В конце занятия используется метод релаксации: слушают звуки леса, речки, шум дождя, что дополняет, художественное восприятие образа.
1.6. Адресат Программы
Программа адресована воспитанникам групп раннего возраста, педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а также родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей данного возраста.
Возрастные особенности детей
В возрасте 2 - 3 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. В этом возрасте ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или поиграть с игрушками (народных промыслов), любит заниматься изобразительной деятельностью совместно с взрослым. Дети уже знают некоторые изобразительные материалы и инструменты, понимают, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить. Самостоятельно оставляют след карандаша, краски на бумаге, создают простые изображения: головоноги, формы, линии, штрихи. В этом возрасте малыши учатся ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, подсказанными взрослым, называть, что изобразил.
1.7. Объём и срок освоения Программы
Программа рассчитана на один учебный год. Общее количество занятий – 36. Количество занятий в неделю - 1 занятие, во вторую половину дня. Длительность занятий – 15 минут. Количество обучающихся - 10 человек 2-4 лет. Форма обучения - очная
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
Дети познакомились с нетрадиционными техниками рисования;
сформированы изобразительные навыки и умения в работе с нетрадиционными техниками рисования в соответствии с возрастом;
формируются умения передавать в работах свои чувства, впечатления об окружающем мире с помощью различных средств выразительности;
у детей развиты художественные способности, внимание, память, сенсорные эталоны, воображение в процессе создания образов, согласно возрасту, при использовании различных изобразительных материалов, мелкая моторика пальцев рук;
проявляется творческая активность детей, самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, эмоциональная отзывчивость, усидчивость, увлечённость и уверенность в себе;
дети соблюдают правила безопасного поведения при работе с краской и нетрадиционными материалами;
активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, положительно относятся к результатам труда, как своего, так и товарищей;
родители проявляют интерес к работам детей и стараются применять нетрадиционные техники рисования в домашних условиях.
1.9 Формы аттестации
Участие в конкурсах детского сада и города
Выставки детского творчества
1.10. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Журнал посещаемости, портфолио детских работ, участие во Всероссийских и муниципальных конкурсах.
1.11. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Аналитическая справка по итогам диагностики, участие во Всероссийских творческих конкурсах, портфолио детских работ, презентация «Наш вернисаж».
1.12. Материально – техническое обеспечение
Групповая комната, столы, мольберт, игрушки.
Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3, ватман, альбомы для детского художественного творчества, белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги, салфетки бумажные, матерчатые, кисти разных размеров, клеевые кисточки, ватные палочки, губки, поролон, штемпельные подушечки, штампы из картошки и других овощей, гуашевые краски, акварельные краски, клей, клеящие карандаши.
Папка с файлами для детских работ.
Наглядно – дидактические пособия по темам: «Времена года», «Деревья», «Русские народные сказки», «Овощи», «Фрукты», «Птицы»,
«Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые». «Праздники»,
1.13. Информационное обеспечение
Компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD.
1.14 Кадровое обеспечение
Педагог: Павлова Наталья Львовна, высшая квалификационная категория. Стаж работы-15 лет.
- Учебный план
Период обучения
|
Раздел программы |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма контроля |
||||||
Теория |
Практика |
Общая длительность |
||||||||
Сентябрь |
Рисуем пальчиком |
Вводное занятие «Знакомство с техникой рисования пальчиками» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Дождик, дождик кап, да кап…» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Подсолнух» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Мухомор» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Октябрь |
Рисуем пальчиком |
«Красивые листочки» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Гроздь рябины» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Бусы для воронят» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Колобок» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Ноябрь |
Рисуем ладошками |
«Весёлые ладошки» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Цыплёнок» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Рыбка плавает в водице» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Жили у бабуси, два весёлых гуся» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Декабрь |
Изготовление новогодних поделок в разных техниках
|
«Ёлочка -зелёные иголочки» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
Продолжение «И вот она нарядная.» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Дед Мороз» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Зимнее волшебство за окном» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Январь |
Рисование тычок жёсткой полусухой кистью
|
«Зайчик» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Курочка Ряба» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Кот» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Ёжик» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Февраль |
Оттиск печатками |
|
|
|
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Снеговик» |
5 мин. |
10 мин. |
||||||||
«Компот из ягод» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Мои рукавички» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Цветы для мамочки» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Март |
Рисование ватными палочками |
|
|
|
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Мимоза» |
5 мин. |
10 мин. |
||||||||
«Весенняя капель» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Подснежники на проталинках» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Чашка в красный горошек» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Апрель |
Рисование в разных техниках |
|
|
|
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
«Лети, ракета к звёздам» |
5 мин. |
10 мин. |
||||||||
«Светофор» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Жёлтый одуванчик» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Солнышко» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
Май |
Рисование в разных техниках |
«Вот какой у нас салют» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||
|
|
|
||||||||
«Бабочка» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Сиреневый букет» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
«Цветочная поляна» |
5 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Выставка детских работ |
||||||
2.1. Содержание учебного плана
Краткое описание тем занятий.
Стартовый уровень
- Раздел. Техника рисования пальчиком.
1.Тема: «Вводное занятие. Знакомство с техникой рисования пальчиком» (коллективная работа)
Теория: сюрпризный момент сказка «Художник-путешественник», пальчиковая игра «Наши пальчики друзья» показ образца техники рисования пальцем.
Практика: освоение техники рисования пальчиком. Рисунок «Наши пальчики друзья», сотворчество воспитателя и детей.
2.Тема: «Дождик, дождик кап, да кап…»
Теория: Сюрпризный момент, показ образца техники рисования пальцем под словесное сопровождение «кап-кап-кап», по всему листу.
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Дождик, дождик кап, да кап…»
3.Тема: «Подсолнух»
Теория: Сюрпризный момент, физкультминутка «Посадили зёрнышко…». Показ образца техники рисования пальцем в определённый контур семечек подсолнуха.
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Подсолнух».
4.Тема: «Мухомор»
Теория: Сюрпризный момент, физкультминутка «Грибочки». Показ образца техники рисования пальцем точек в определённый контур на «гриб – мухомор», ритмично.
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Мухомор».
- Тема: «Красивые листочки»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Вышли пальчики гулять»
Показ образца техники рисования пальцем листьев на дереве, под ним.
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Листопад»
6.Тема: «Гроздь рябины»
Теория: Сюрпризный момент, физкультминутка «Сидит белка на тележке…». Показ образца техники рисования пальцем в определённый контур «гроздь» ягод рябины.
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Гроздь рябины»
7.Тема: «Бусы для воронят»
Теория: Сюрпризный момент, физкультминутка «Сорока-ворона кашку варила…». Показ образца техники рисования пальцем. Размещая бусинки на линии (верёвочке).
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Бусы для воронят»
8.Тема: «Колобок»
Теория: Сюрпризный момент, пальчиковая игра «Колобок». Показ образца техники рисования пальцем, круговым движением закрашивать контур, дополнение изобразительными средствами.
Практика: Освоение навыка печатанья пальцем. Рисунок «Колобок»
- II. Раздел. Техника рисования ладошками.
9.Тема: «Весёлые ладошки»
Теория: Сюрпризный момент, пальчиковая игра «Ладушки-ладошки». печать всей ладошкой приёмом примакивания, под словесное сопровождение(примакнул-оторвал)
Практика: Освоение навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Весёлые ладошки»
10.Тема «Цыплёнок»
Теория: сюрпризный момент, игра «Вышла курочка гулять…». Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания.
Практика: Освоение навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Цыплёнок»
11.Тема: «Рыбка плавает в водице»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Рыбки плавают в водице…» Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания.
Практика: Освоение навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Рыбка плавает в водице»
12.Тема: «Жили у бабуси, два весёлых гуся»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Жили у бабуси…» Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания, под словесное сопровождение(примакнул-оторвал) дополнение изобразительными средствами.
Практика: Освоение навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Весёлый гусь»
Раздел. III Изготовление новогодних поделок в разных техниках.
13.Тема: «Ёлочка - зелёные иголочки»
Теория: Сюрпризный момент, сказка «Ёлочка» С. Михалков, пальчиковая гимнастика «Две больших сосны». Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания.
Практика: Закрепление навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Ёлочка - зелёные иголочки»
14.Тема: «И вот она нарядная...» (коллективная работа)
Теория: Сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
Показ образца техники рисования пальцем-фонариков.
Практика: Закрепление навыка печатанья пальцем. Рисунок «И вот она нарядная...», сотворчество с воспитателем и другими детьми.
15.Тема: «Дед Мороз»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка». Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания, дополнение изобразительными средствами.
Практика: Закрепление навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Дед Мороз»
16.Тема: «Зимнее волшебство за окном»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Зима» Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания
Практика: Закрепление навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Зимнее волшебство за окном»
Раздел. IV. Техника рисования тычок жёсткая полусухая кисть.
17.Тема: «Зайчик»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Зайка беленький сидит» Показ образца техники рисования - тычок жёсткой полусухой кистью.
Практика: Освоение навыка рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Рисунок «Зайчик»
18.Тема: «Курочка – Ряба»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Вышла курочка гулять» Показ образца техники рисования - тычок жёсткой полусухой кистью.
Практика: Освоение навыка рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Рисунок «Курочка-Ряба»
19.Тема: «Кот»
Теория: сюрпризный момент, игра «Кот и мыши» Показ образца техники рисования - тычок жёсткой полусухой кистью.
Практика: Освоение навыка рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Рисунок «Кот»
20.Тема: «Ёжик»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Хитрый ёж» Показ образца техники рисования - тычок жёсткой полусухой кистью.
Практика: Освоение навыка рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Рисунок «Ёжик»
Раздел V. Техника рисования оттиск печатками.
21.Тема: «Снеговик»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Под горою снег.» Показ образца техники рисования – оттиск печатками из овощей.
Практика: Освоение навыка рисования - оттиск печатками из овощей. Рисунок «Снеговик»
22.Тема: «Компот из ягод»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Варим, варим мы компот» Показ образца техники рисования - тычок оттиск печатками из овощей.
Практика: Освоение навыка рисования - оттиск печатками из овощей. Рисунок «Компот из ягод»
23.Тема: «Мои рукавички»»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Варим, варим мы компот» Показ образца техники рисования - оттиск печатками из овощей.
Практика: Освоение навыка рисования - оттиск печатками из овощей. Рисунок «Компот из ягод»
24.Тема: «Цветы для мамочки» (коллективная работа)
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Мамины помощники» Показ образца техники рисования - оттиск печатками из овощей.
Практика: Закрепление навыка рисования - оттиск печатками из овощей. Рисунок «Цветы для мамочки», сотворчество воспитателя и детей.
Раздел VI. Техника рисования ватными палочками.
25.Тема: «Мимоза»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Цветы» Показ образца техники рисования ватными палочками.
Практика: Освоение навыка рисования ватными палочками. Рисунок «Мимоза»
26.Тема: «Весенняя капель»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Весна» Показ образца техники рисования ватными палочками.
Практика: Освоение навыка рисования ватными палочками. Рисунок «Весенняя капель»
27.Тема: «Подснежники»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Нежный цветок» Показ образца техники рисования ватными палочками в определённый контур.
Практика: Освоение навыка рисования ватными палочками. Рисунок «Подснежники»
28.Тема: «Чашка в красный горошек»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Мамины помощники» Показ образца техники рисования ватными палочками в определённый контур.
Практика: Освоение навыка рисования ватными палочками. Рисунок «Чашка в красный горошек»
Раздел VII. Рисование в разных техниках
29.Тема: «Лети ракета к звёздам» (коллективная работа)
Теория: презентация «Космос», пальчиковая игра «Космонавт». Показ образца техники рисования - оттиск печатками из овощей.
Практика: закрепление навыка рисования - оттиск печатками из овощей. Рисунок «Звёздное небо», сотворчество воспитателя и детей.
30.Тема: «Светофор»
Теория: Сюрпризный момент, физкультминутка «Шофёры». Показ образца техники рисования - оттиск печатками из овощей.
Практика: закрепление навыка рисования - оттиск печатками из овощей. Рисунок «Светофор»
31.Тема: «Жёлтый одуванчик»
Теория: сюрпризный момент, физкультминутка «Одуванчик» Показ образца техники рисования - тычок жёсткой полусухой кистью.
Практика: закрепление навыка рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Рисунок «Одуванчик»
32.Тема: «Солнышко»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Рыбки плавают в водице…» Показ образца техники рисования печать всей ладошкой приёмом примакивания, под словесное сопровождение(примакнул-оторвал)
Практика: закрепление навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Солнышко»
33.Тема: «Вот какой у нас салют» (коллективная работа)
Теория: сюрпризный момент, презентация «Праздник 9мая» Показ образца техники рисования печать втулкой туалетной бумаги.
Практика: Освоение навыка печатанья втулкой туалетной бумаги. Рисунок «Салют», сотворчество воспитателя и детей.
34.Тема: «Бабочка»
Теория: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Бабочка.» Показ образца техники рисования печать всей ладошкой.
Практика: закрепление навыка печатанья ладошкой. Рисунок «Бабочка»
35.Тема: «Сиреневый букет»
Теория: сюрпризный момент. Показ образца техники рисования ватными палочками в определённый контур.
Практика: закрепление навыка рисования ватными палочками. Рисунок «Сиреневый букет»
36.Тема: «Цветочная поляна» (коллективная работа)
Теория: сюрпризный момент. Показ образца техник рисования: ладошкой, пальчиком, печатками, ватными палочками.
Практика: закрепление навыков рисования разными нетрадиционными техниками, сотворчество воспитателя и детей.
III. Методическое обеспечение
3.1. Методы обучения
Словесный, наглядный, игровой, практический.
3.2. Формы организации образовательного процесса
Групповая
3.3. Формы организации занятия.
Игра, творческая мастерская.
3.4. Педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
Технология личностно-ориентированного обучения.
3.5. Алгоритм занятия
1.Мотивация.
2.Постановка цели, объяснение.
3.Совместная работа.
4.Самостоятельная деятельность.
5.Рефлексия.
3.6. Дидактические материалы:
Презентации и видеоматериалы по разделам занятий.
Методическая копилка: дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.
Иллюстративный материал по разделам программы.
Образцы изделий.
Раздаточный материал.
- IV. Список литературных источников
4.1. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр Педагогического образования, 2014.
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду / А.П.Аверьянова. – М.: Синтез, 2004.
- Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозаика – Синтез М., 2009.
- Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. / Г.Н. Давыдова – М.: Скрипторий, 2010.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. / Г.Н. Давыдова – М.: Скрипторий, 2010.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
- Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. - М. ,2009.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество - Мозаика – Синтез М., 2008.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2006.
- Королева Н.В. Занятия по рисованию / Н.В.Королёва. – М.: Сфера, 2010г.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Р.Г.Казакова. – М.: Синтез, 2004.
- Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.
- Лыкова И.А. Программа художественного развития детей 2 – 7 «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду 1 младшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова И. А. Цветные ладошки / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
- Утробина К. К. Рисованием тычком /К.К.Утробина. – М.: Синтез 2004г
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/саду/ Г.С.Швайко. – М.: Владос, 2003
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011
4.2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей по Программе «Ладушки – ладошки»
- Анциферова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
- Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
- Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
- Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
- V. Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
Сентябрь |
03.09 |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
Знакомство с НТР (рисование пальчиком) |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
2. |
08.09 |
15.30-15.45 |
1 |
«Дождик, дождик кап, да кап…» |
||||
3. |
15.09 |
15.30-15.45 |
1 |
«Подсолнух» |
||||
4. |
22.09 |
15.30-15.45 |
1 |
«Мухомор» |
||||
5.. |
Октябрь |
06.10. |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
«Красивые листочки» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
6. |
13.10. |
15.30-15.45 |
1 |
«Гроздь рябины» |
||||
7. |
20.10. |
15.30-15.45 |
1 |
«Бусы для воронят» |
||||
8. |
27.10. |
15.30-15.45 |
1 |
«Колобок» |
||||
9. |
Ноябрь |
03.11. |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
«Весёлые ладошки» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
10 |
10.11. |
15.30-15.45 |
1 |
«Цыплёнок» |
||||
11 |
17.10. |
15.30-15.45. |
1 |
«Рыбка плавает в водице» |
||||
12 |
24.10. |
15.30-15.45 |
1 |
«Жили у бабуси, два весёлых гуся» |
||||
13 |
Декабрь |
1.12 |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
«Ёлочка -зелёные иголочки» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
14 |
8.12 |
15.30-15.45 |
1 |
«И вот она нарядная.» |
||||
15 |
15.12 |
15.30-15.45 |
1 |
«Дед Мороз» |
||||
16 |
22.12 |
15.30-15.45 |
1 |
«Зимнее волшебство за окном» |
||||
17 |
Январь |
09.01. |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
«Зайчик»
|
Групповая комната
Групповая комната рисунок рисунок
|
Выставка детских работ |
18 |
14.01. |
15.30-15.45 |
1 |
«Курочка Ряба»
|
||||
19 |
21.01. |
15.30-15.45 |
1 |
«Кот»
|
||||
20 |
28.01 |
15.30-15.45 |
1 |
«Ёжик»
|
||||
21 |
Февраль |
04.02. |
15.30-15.45 |
|
1 |
«Снеговик» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
22 |
11.02. |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
«Компот из ягод» |
|||
23 |
18.02. |
15.30-15.45 |
1 |
«Мои рукавички» |
||||
24 |
25.02. |
15.30-15.45 |
1 |
«Цветы для мамочки» |
||||
25 |
Март |
03.03. |
15.30-15.45 |
Групповая |
1 |
«Мимоза» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
26 |
10.03. |
15.30-15.45 |
1 |
«Весенняя капель» |
||||
27 |
17.03. |
15.30-15.45 |
1 |
«Подснежники на проталинках» |
||||
28 |
24.03. |
15.30-15.45 |
1 |
«Чашка в красный горошек» |
||||
29 |
Апрель |
07.04. |
15.30-15.45. |
Групповая |
1 |
«Лети, ракета к звёздам» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
30 |
14.04. |
15.30-15.45. |
1 |
«Светофор» |
||||
31 |
21.04. |
15.30-15.45 |
1 |
«Жёлтый одуванчик» |
||||
32 |
28.04. |
15.30-15.45. |
1 |
«Солнышко» |
||||
33 |
Май |
12.05 |
15.30-15.45. |
Групповая |
1 |
«Вот какой у нас салют» |
Групповая комната
|
Выставка детских работ |
34 |
14.05. |
15.30-15.45 |
1 |
«Бабочка» |
||||
35 |
19.05. |
15.30-15.45 |
1 |
«Сиреневый букет» |
||||
36 |
26.05. |
15.30-15.45 |
1 |
«Цветочная поляна» |
Приложение №1
Формы педагогической диагностика
Диагностическая карта по методике Г.А. Урунтаевой
№ п/п |
Фамилия имя ребёнка |
Технические навыки |
Ориентировка на листе бумаги |
Средства выразительности (пятно, цвет и др.) |
Проявляет эмоциональный интерес к рисован |
Итог |
||||||||||||||||||||
Пальчиком |
Ладошкой |
Ватные палочки |
Печатание овощами |
Тычок жесткая полусухая кистью |
||||||||||||||||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|||||||||
1 |
Ф.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 |
Ф.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Итоговый показатель по группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Форма проведения педагогической диагностики индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Она проходит в форме наблюдения, беседы, игры, анализа детских работ.
Обследование проводится по следующим направлениям:
Использование детьми в рисунке средств выразительности (форма, цвет, линия, пятно и др.);
Ориентировка на листе бумаги;
Проявляет эмоциональный интерес к рисованию;
Владеет техническими навыками (рисование пальчиком, ладошкой, жёсткой полусухой кистью, штампом;
Анализ детских работ.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий уровень (1 балл)
Интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
Эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
Узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке, основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
Ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
Знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
Не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний уровень (2 балла)
У ребёнка есть интерес к восприятию эстетического вкуса к предметному окружению
Он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
Знает способы изображения некоторых предметов и явлений
Правильно пользуется материалами и инструментами
Владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
Проявляет интерес к освоению новых техник
Проявляет самостоятельность
Высокий уровень (3 балла)
Ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
Передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
Обогащает образ выразительными деталями.
Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками